26
Мне интересны региональные рынки. Маркетинг в маленьких городах. И что мы видим? Мы видим либо полное отсутствие всяческого маркетинга, либо пускаение денег на ветер. Я сам живу в небольшом городке и вижу наши 1800 компаний. Три компьютерных магазина, которые все люди знают, и захаживают то в один, то в другой, то в третий. Цены примерно одинаковые. Клиенты в основном одни и те же. В местных газетках – обычные блочные объявления, как и 100 лет назад в досоветской России. Все в городе знают, где и какой магазинчик работает. И при первой появившейся потребности направляются в ближайший от них. Давеча я сходил в один…
Захожу, здороваюсь. А в ответ тишина. Посмотрел витрины, ушел. Вопрос – работает этот бизнес или нет? По идее работать не должен. А ведь работает! 5-10 лет, и люди вытягивают такой бизнес, появляются постоянные клиенты, появляется прибыль. Без всякого маркетинга (а можно ли назвать примитивные объявления в газетках маркетингом).
Интересная ситуация складывается, когда на региональный рынок приходит крупный федеральный игрок. С масштабными рекламными кампаниями, низкими ценами, сервисом и т.д. Вот тогда мелкие фирмы хватаются за голову, понимая, что у них “отнимают” клиентов и соответственно прибыль. А просто раньше надо было думать. Мелкий игрок в плане маркетинга, да и в целом бизнеса – должен быть более гибким, более приспосабливаемым к локальным изменениям, а значит должен вести свой бизнес эффективнее. Тогда и никакая крупная федеральная сеть не страшна. А на деле мы видим, как поджигают региональные салоны Евросети и множество других примеров. Может пора начинать вести свой бизнес цивилизованно и в первую очередь думать о клиентах?
Я сам работаю на огромном, набирающем обороты рынке. Это Интернет – глобальная сеть. Согласитесь, здесь всё еще есть незанятые ниши, но из-за специфики этого бизнеса – конкуренция всё-таки огромна. В сети миллионы человек, но добейтесь, чтобы хотя бы 100-1000 человек ежедневно заходили на ваш сайт. Это не так-то просто. И всё это маркетинг! Продвижение вашего сайта и бизнеса.
Иногда у меня возникает ощущение, что всё, что я делаю в плане раскрутки – не работает. Не даёт результата. Как будто, открыв бизнес, ты получаешь стабильных 5 клиентов в месяц и ни больше ни меньше. Так и в маленьких городах – без целенаправленного маркетинга мелкие бизнесы живут за счёт узкой группы населения, которые и пользуются их товарами и услугами. Это какой-то пассивный бизнес. Открываешь его и ждёшь, а что же случиться… А придут ли люди, а будут ли клиенты? И кто-то загибается сразу. Разваливается его бизнес! А кто-то продолжает процветать без всякого маркетинга.
Вы как считаете, нужен маркетинг?
Нужен, нужен. Только маркетинг должен быть продолжением личности. Особенно в небольшом бизнесе, но и в большом, вероятно, тоже. Когда системно распространяешь свою личность на целевые группы, это и есть маркетинг.
Интересное мнение! Я сразу представил личностный маркетинг от одного дядьки, который у нас вступает в перепалки с клиентами на местном форуме. Контора достаточно солидная, а он всех матом)))